Нестор Васильевич Кукольник – поэт, прозаик, драматург, издатель и журналист практически забыт в наши дни. Между тем, в первой половине XIX в. он был широко известен публике и своей славой на литературном поприще мог поспорить с А.С. Пушкиным, а написанную им драматическую фантазию в стихах «Торквато Тассо» В.Г. Кюхельбекер называл «лучшей трагедией на русском языке, не исключая «Годунова». По воспоминаниям современников, Нестор Васильевич часто говорил о себе: «Кукольника оценят потомки!», однако, неумолимое время все расставило по своим местам…
Родился будущий писатель 8 (20) сентября 1809 г. в Санкт-Петербурге в семье галицийского словака, профессора лицея в Замостье, Василия Григорьевича Кукольника, по приглашению императора Александра I переехавшего в Россию. В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде Департамента народного просвещения хранится записка гоф-хирурга И.С. Орлая от 5 марта 1803 г. «о карпато-русских профессорах П.Д. Лодии, В.Г. Кукольнике и других и о желательности привлечь их на службу в Россию». В деле о дворянстве рода Кукольников Василий Григорьевич пишет, что он происходит «…из дворян древнего княжества Галицкого, некогда переселившихся в Венгрию…». Из документов дела (послужной список и диплом на дворянское достоинство) следует, что в 1803 г. В.Г. Кукольник вступил в российское подданство, в апреле 1804 г. был принят на службу ординарным профессором кафедры физики и химии при Главном педагогическом институте, позднее преподавал юридические науки великим князьям Николаю Павловичу и Михаилу Павловичу, с 1819 г. по 1820 г. был первым директором Нежинской гимназии высших наук князя Безбородко. В деле о дворянстве также хранятся рисунок и блазон герба рода Кукольников, высочайше утвержденного 5 декабря 1827 г.
В составленном на 1819 г. послужном списке ординарного профессора В.Г. Кукольника имеется следующая запись: «…сын Нестор 9 лет обучается в доме отца». Согласно сведениям, приведенным в биографическом словаре «Русские писатели 1800–1917» под редакцией П.А. Николаева, с 1821 по 1829 гг. Нестор Кукольник воспитывался в Нежинской гимназии высших наук князя Безбородко. Еще на школьной скамье он обратил на себя внимание блестящими успехами в учебе и склонностью к литературе. Вместе со своими школьными товарищами Н.В. Гоголем и Е.П. Гребёнкой издавал рукописный журнал «Звезда», писал стихи, участвовал в школьных спектаклях. Однако, по воспоминаниям одного из соучеников, Нестору Кукольнику не выдали аттестата об окончании курса наук. Якобы, это произошло из-за покровительства, которое оказывал юному Нестору один из учителей, пострадавших по делу «о вольнодумстве». В РГИА в фонде Департамента народного просвещения находится на хранении дело «О письме пансионера Кукольника». В деле – письмо Нестора Кукольника от 29 июня 1825 г., адресованное «приятелю Николаю», из которого следует, что они состоят членами масонской ложи «Соединенных славян». Также в деле хранятся копии обязательств преподавателей Нежинской гимназии, в которых они сознаются, что являлись членами вышеупомянутой масонской ложи и дают обещание «впредь ни к масонским ложам, иже к каким-либо другим тайным обществам не принадлежать».
Летом 1831 г. Кукольник переезжает в Санкт-Петербург и поступает на службу в Канцелярию министра финансов, но служба его не увлекает – все силы молодого человека отданы завоеванию в столице литературного успеха, который пришел незамедлительно. Вслед за незамеченной пьесой «Тартини» в 1833 г. в свет вышла драматическая фантазия в стихах «Торквато Тассо» о жизни знаменитого итальянского поэта XVI в. Хвалебные рецензии столичных журналов сразу выдвинули начинающего драматурга в первый ряд романтической словесности. По воспоминаниям современников, петербургская публика была объята «самым неистовым восторгом… Все наперерыв читали звучные стихи этого произведения». В РГИА хранятся документы о том, что в 1835 г. пьеса «Торквато Тассо» была поставлена на сцене императорских театров и в течение долгих лет не сходила с театральных подмостков.
Но поистине судьбоносной стала для Н.В. Кукольника патриотическая драма «Рука Всевышнего отечество спасла». Пьеса была поставлена на сцене Александринского театра в бенефис актера В. Каратыгина. На состоявшейся 30 августа 1834 г. премьере спектакля присутствовал император Николай I, о чем свидетельствует запись в камер-фурьерском журнале (РГИА. Ф. 516). Император высоко оценил драму Кукольника и пригласил автора во дворец для беседы. Воспоминания об этом событии, записанные со слов Нестора Васильевича, опубликованы в 3-й книге журнала «Русский архив» за 1889 г. Вдохновленный высочайшим одобрением, Кукольник продолжил писать патриотические пьесы, в которых монарх является воплощением народной воли и разума, а народ – носителем национального чувства. Из-под его пера вышли исторические драмы: «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», «Князь Даниил Дмитриевич Холмский», «Генерал-поручик Паткуль», «Иван Рябов, рыбак архангельский», «Маркитанка» и др. В РГИА в фонде Дирекции императорских театров хранятся документы о постановах этих пьес, монтировке сцены, костюмах, занятых в спектаклях актерах, о контрактах, заключенных с Нестором Васильевичем Кукольником. Безусловно, представляют интерес хранящиеся в фондах Петербургского цензурного комитета и Цензурной экспедиции Собственной е.и.в. канцелярии дела о запрещении к печати пьесы Нестора Кукольника «Санкт-Петербург 28 января 1725 г.» и «об изъятиях из произведений Кукольника мест, показавшихся цензору неудобными».
Творчество Нестора Васильевича не ограничивалось драматургией – он писал исторические повести, стихи, авантюрные романы, издавал журналы и газеты, был соавтором в написании либретто к операм М.И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». На слова Кукольника Глинка написал романсы «Сомнение», «Жаворонок», «Колыбельная песня», «Попутную песню».
Согласно указу императора Николая I от 7 ноября 1846 г., «состоящий при Канцелярии Военного министерства коллежский советник Кукольник» был назначен чиновником особых поручений при военном министре. Это назначение стало причиной многочисленных и порой длительных командировок по всей России.
В 1857 г. Нестор Васильевич вышел в отставку в чине действительного статского советника и поселился в Таганроге. В конце 1850-х Нестор Васильевич отдаляется от литературы: он собирает и дополняет написанное, но все реже выступает в печати. Последнее десятилетие его жизни посвящено общественной деятельности в Донском крае: заботе о благоустройстве Таганрога, проведении к Таганрогу железной дороги, учреждении в городе банка и окружного суда. В фонде Главного управления цензуры хранится дело «Об отказе в разрешении Н.В. Кукольнику издания в Таганроге газеты «Азовский вестник» и о разрешении издания при канцелярии таганрогского и керчь-еникальского градоначальника «Полицейского листка». Таким образом первая таганрогская газета стала выходить благодаря Нестору Васильевичу Кукольнику. В фонде Техническо-строительного комитета имеются сведения о том, что Н.В. Кукольник уступил принадлежавший ему дом на Петровской улице под устройство таганрогского окружного суда. В личном фонде министра внутренних дел П.А. Валуева хранится письмо Кукольника о взаимоотношениях с таганрогским градоначальником Лавровым в связи с избранием Нестора Васильевича в члены Комитета по устройству городских сообщений Таганрога.
Умер Н.В. Кукольник внезапно, в декабре 1868 г., собираясь в театр. Похоронен в Таганроге в своем имении Дубки.
Автор: О.В. Крстич, Российский государственный исторический архив (РГИА).
Изображение из открытых источников.
Участники событий и другие указанные лица: